Биологические циклы произрастания виноградной лозы

Виноградная лоза — многолетнее поликарпическое растение. Вырастая из семян, она проходит свой рост и развитие в зави­симости от условий среды более или менее быстро и вступает в пору плодоношения.

Работами И. В. Мичурина установлено, что различные признаки и свойства растений, в том числе хозяйствен­но ценные качества его, слагаются в течение первых лет роста сеянца до плодоношения его под влиянием внешних условий: (климатических, почвенных и др.).

Действительно, сеянцы вино­градных лоз по своим морфологическим и физиологическим приз­накам сильно варьируют в зависимости от внешних условий про­израстания и отличаются от вполне развитых плодоносящих кустов. Эти признаки, возникшие под влиянием воспитания, сохраняются  при дальнейшем вегетативном размножении сеянцев.

Сеянцы весьма чувствительны к неблагоприятным условиям среды и очень сильно реагируют на них. В годы дождливые при очень сильном развитии болезней (мильдью) их трудно бывает защитить обычными лечебными средствами, успешно действующи­ми против болезней на виноградниках.

Замечено также, что ранее развивающиеся семена (первые всходы) дают более сильнорослые растения, чем поздно проросшие семена, из которых получаются впоследствии слабо растущие и скороспелые лозы. Это указывает на большую пластичность сеянцев как в отношении морфологиче­ских, так и физиологических признаков.

И. В. Мичурин доказал на основании многочисленных опытов, что эта пластичность по отношению к внешним условиям связана с расшатыванием наследственных признаков, выработавшихся и закрепившихся в эволюционном процессе.

В это время, до периода плодоношения, сеянцы легко воспринимают влияние внешнего воздействия, которое вызывает у них появление новых признаков, закрепляющихся и передаваемых по наследству. Воздействие внеш­них условий передается через развитие растения, а не механиче­ски. «Эти условия ассимилируются живым телом, и тем самым те­ло само себя изменяет, дифференцирует».

В зависимости от того, какую стадию проходит молодой сеянец, будет определяться реакция его на те или иные внешние условия, которые для прохождения стадий сеянца являются иными, чем для роста его. Следовательно, воспитанием сеянца в первые годы можно направленно создавать у него новые хозяйственно ценные признаки.

У виноградной лозы изучение стадийности развития только начато.

Виноградная лоза размножается, в основном, вегетативным путем. Следует полагать, что почка лозы дает начало побегам, про­ходящим ряд стадий развития. Почка, по-видимому, стадийно бо­лее стара, чем почечка зародыша, дающего начало стеблю сеянца. Поэтому побег, выросший из почки лозы, стадийно более зрел, чем стебель сеянца, и это объясняет разницу в морфологических и фи­зиологических особенностях их.

Применение учения о стадийности развития при изучении био­логии виноградной лозы прольет свет на многие неразрешенные еще биологические вопросы основ культуры винограда и поможет разработке лучших агротехнических методов повышения урожай­ности и улучшения качества винограда. К числу таких биологиче­ских вопросов относится, например, рассмотренный выше вопрос об эмбриональном развитии зимующих почек в глазке виноградной лозы и закладке плодоношения в ней.

Эмбриональное развитие зимующей почки, а вместе с тем и заложенных в ней соцветий иногда к осени не успевает закончить­ся, и почка остается недоразвитой и бесплодной или имеющей несформировавшийся зачаток соцветия.

Это часто наблюдается для придаточной (запасной) почки, поздно возникающей в глазке и не успевающей сформировать соцветий. В таких случаях весной почка никогда не образует зачатков соцветий и, быстро сама раз­виваясь, не доканчивает формирования заключающегося в ней зачатка соцветия.

Это трудно объяснимое явление получает, с точ­ки зрения теории стадийного развития, яркое освещение. Почка при своем эмбриональном развитии проходит стадии при вполне определенных условиях лета. Поздно возникшая или медленно развивающаяся при неподходящих внешних условиях почка не ус­певает пройти соответствующей стадии летом и поэтому не закла­дывает соцветий или они в ней не успевают оформиться в полной мере.

Весной же они не могут при измененных условиях возникнуть или докончить свой эмбриональный рост. Процесс качественных изменений при развитии необратим. Рано же заложившаяся и раз­вивающаяся при соответствующих летних условиях зимующая поч­ка успевает своевременно пройти все стадии и закончить полно­стью свое эмбриональное развитие, а также заложить вполне раз­витые зачатки соцветий.

Другими примерами являются наблюдения и опыты, устанавли­вающие факты необыкновенно сильного влияния света на вино­градную лозу: на рост надземной части, а в связи с ней и корне­вой системы, отложение запасных веществ, вызревание лоз и пр. Отметим данные по фотопериодизму у виноградной лозы.

Опыты в Центральной генетической лаборатории им. И. В. Ми­чурина по изучению фотопериодической реакции виноградных са­женцев и сеянцев при испытании: 1) непрерывного освещения, 2) полной продолжительности дня и 3) укороченного дня (до 12 и 8 часов), в основном, дали следующие результаты.

Рост стеблевой части и накапливание запасных питательных веществ наиболее сильно происходят на длинном дне и в наимень­шей степени — на укороченном дне. При этом замечается относи­тельно большее развитие корневой системы на укороченном дне. Продолжительность вегетации тем большая, чем больше длина дня.

При непрерывном освещении рост в условиях Мичуринска не закончился, в связи с чем и вызревание лозы при этих условиях шло чрезвычайно медленно даже и при высокой температуре. При ограниченном дне оно идет лучше, но связано в большей степени также и с температурными условиями. Вообще влияние фотопе­риодов нужно рассматривать в комплексе с другими внешними условиями и особенно с температурой, которую трудно отделить от световых условий.

При изучении фотопериодизма у виноградной лозы, сравнение влияния на саженцы нормальной продолжительности дня с укоро­ченным днем (до 12 часов) показало сильное уменьшение веса надземной части кустов на укороченном дне по сравнению с нор­мальным. Здесь, так же как и в предыдущем опыте, корневая сис­тема более сильно развивалась при укороченном дне.

Сорта европейского происхождения меньше реагируют на изме­нение длины дня, чем южные американские. При длинном дне (до 17 часов) последние дают сильный рост побегов и плохое вызре­вание лозы, а также и слабое развитие корневой системы.

При укороченном дне (12 часов) они дают меньший прирост, но хоро­шее вызревание лозы и более сильное развитие корневой системы.


Статистика сайта
   Яндекс цитирования