Условия благоприятствующие закладке соцветий

Зачаточное соцветие начинает расти, обра­зуя боковые оси, весной, в период начала сокодвижения (плача).

До момента набухания глазков оно заканчивает форми­рование всех своих осей, на которых зачатки цветков представле­ны в пазухе зачаточных кроющих листьев в виде слегка вытянув­шихся бугорков часто с рассеченной на три части верхушкой.

В этом разделенном на три части бугор­ке заложены зачатки троек цветков, наблюдаемых на развившемся соцветии в виде конечных пучков. Образовавшиеся оси на соцве­тии соответствуют степени дифференциации зачатка соцветия к осени. В описанном виде соцветие задерживается в своем даль­нейшем развитии до момента начала набухания и распускания глазков.

Условия, благоприятствующие закладке со­цветий у виноградной лозы, недостаточно изучены.

Срок вступления виноградной лозы в период плодоношения оп­ределяется временем закладки урожая в глазках, которое, зави­сит от комплекса различных условий. Так, например, при есте­ственном размножении виноградных лоз семенами наступление плодоношения наблюдается на пятый-седьмой год и позже. Одна­ко известны случаи плодоношения сильно рослых сеянцев на второй год после посева семян.

Обычно первое значительное плодоношение виноградных ку­стов, посаженных черенками или однолетними саженцами, насту­пает на третий-четвертый год.

Установлена прямая корреляция между силой роста побегов и закладкой плодоношения в глазках (количеством плодовых глаз­ков, числом соцветий в почках и величиной зачатка соцветий). При чрезмерно сильном росте в условиях большой физиологиче­ской влажности наблюдается обратная корреляция.

Между содержанием крахмала в однолетнем побеге и заклад­кой плодоношения в глазках существует прямая коррелятивная за­висимость. Поэтому своевременное прекращение роста побегов летом и хорошее вызревание их, с отложением больших количеств запасных веществ (крахмала), обусловливает закладку большого плодоношения в глазках.

Однако задержка роста в это время от неблагоприятных условий отрицательно действует на дифферен­циацию соцветия, которая связана с сильным ростом самой почки.

После вступления виноградных лоз в плодоношение в глазках обычно ежегодно закладывается большее или меньшее количе­ство соцветий.

В физиологии растений и в садоводческой литературе приво­дится ряд гипотез, объясняющих наступление цветения у разных растений и обусловливающие его факторы. Кратко напомним их.

Еще в 90-х годах прошлого столетия было высказано мнение о возникновении к периоду цветения специфических веществ, вы­зывающих образование цветов (цветообразующих веществ). Позже цветение объяснялось притоком к почкам больших количеств пи­тательных органических веществ. При этом придавалось особен­ное значение сахару и его повышенной концентрации, а также и уменьшению азотистого питания.

Значительно позже была разработана теория, согласно которой образование цветков связано с увеличением отношения углеводов к минеральным питательным веществам и азоту, при достаточном абсолютном содержании углеводов.

В дальнейшем эта теория под­вергалась дополнительной разработке, уточнению и некоторому изменению. Причем, помимо углеводов, придавалось также значе­ние белку и другим органическим веществам, синтезируемым в листьях. Предлагалось учитывать отношение углеводов к азоту. Многие придавали большую роль калию и фосфору.

С развитием учения о гормонах роста, ги­потеза о цветообразующих веществах снова возродилась. Появился ряд работ, устанавливающих большую роль в цветении цветооб­разующих гормонов, вырабатываемых в листьях.

Однако все эти гипотезы односторонни, не охватывают всего комплекса условий, определяющих наступление цветения, поэтому они часто не могут объяснить многих явлений образования цвет­ков у разных растений.

Акад. Т. Д. Лысенко разработано чрезвычайно важное для всестороннего и глубокого понимания роста и развития растений учение о стадийности развития растений. Соглас­но этому учению, рост и развитие не тождественны.

Под ростом понимается, в основном, увеличение массы и размеров растения, тогда как развитие связано с глубокими качественными измене­ниями, происходящими в клетках меристематической ткани (в точ­ке роста).

Растения, выращиваемые из семян, проходят опреде­ленные стадии развития, без которых невозможны цветение и пло­доношение. Каждая стадия развития наступает лишь по оконча­нии предшествующей стадии. Рост же может продолжаться неоп­ределенно долго и без прохождения стадии.

Пока подробно изучены две стадии: яровизации и световая. Для каждой стадии развития требуются определенные условия. Следовательно, изменяя условия среды, можно повлиять на ско­рость прохождения стадии развития, приводящей растение к пло­доношению.


Статистика сайта
   Яндекс цитирования