Закладка школки корнесобственных лоз

Выбор места для школки должен быть весьма внимательным. Для нее от­водят более ровные, не подверженные заморозкам и развитию бо­лезней и вредителей места, а в нежарких районах — с небольшим склоном на юг, юго-запад или юго-восток, с наиболее благоприят­ными для роста условиями и с легко поддающейся обработке почвой.

Особенно подходящими являются достаточно плодородные, лег­кие по механическому составу песчаные или супесчаные почвы. Тяжелые почвы, имеющие большое количество иловатых частиц, слишком связные, холодные и сырые (с очень близко расположен­ными грунтовыми водами), а также каменистые почвы не пригод­ны для школки.

При таких почвах не только затрудняется и удо­рожается обработка, но происходит также задержка вегетации са­женцев, слабый рост и плохое вызревание древесины, понижен­ный выход хороших саженцев из школки и малый процент при­нявшихся при посадке на место.

В целях значительного удешевления выращивания саженцев под школку необходимо по возможности выбирать мягкие, мало­связные почвы, так как в легкой, например в песчаной почве, мно­гочисленные работы, связанные с ее обработкой, как-то: плантаж, посадка, многократное рыхление и выкопка саженцев, производят­ся с меньшей затратой труда, чем на связных и тяжелых почвах.

Мало подходящими для школки будут участки, не защищенные от сильных северных и восточных ветров, иссушающих молодые побеги и листочки и задерживающих их рост.

Ввиду необходимости поливки близость к школкам водоемов (рек, ручьев, прудов) или водопроводов является весьма жела­тельной, а в засушливых районах — необходимой.

Школка должна входить в систему травопольного севооборота хозяйства. Для примера можно привести следующий севооборот.

Такой севооборот основан на травопольной системе земледелия, разработанной акад. В. Р. Вильямсом. Внедрение травопольной системы земледелия в виноградарство является важнейшей зада­чей, направленной на получение высоких устойчивых урожаев ви­нограда. Травопольный севооборот виноградного питомника будет способствовать сохранению хорошей структуры почвы, повышению ее плодородия при внесении удобрений, достаточном поливе ее и хорошем уходе за ней.

Подготовка почвы и посадка черенков. Пред­назначенный для школки участок необходимо с осени вспахать на большую глубину, примерно, на 50—60 см (в зависимости от поч­венных и климатических условий и длины черенков) плантажным плугом с оборотом пласта (лучше, если плуг имеет дерносним), чтобы верхний плодородный слой был запахан на глубину распро­странения корневой системы.

При этом целесообразно вносить ор­ганические хорошо перепревшие удобрения, а также значительное количество таких удобрений, как томасшлак и др. Предваритель­ный посев бобовых трав на зеленое удобрение также повышает плодородие почвы и качество выращиваемых в школке саженцев.

Плантажную обработку лучше производить осенью или в край­нем случае до начала весны с таким расчетом, чтобы она была закончена не позже, как за два месяца до посадки, и чтобы почва за это время успела осесть.

Перед плантажем предназначенное для школки место следует освободить от злостных сорняков соответствующими мероприяти­ями, и если есть в почве личинки хрущей, совки, проволочный червь и пр., то нужно применить предварительную затравку их (за не­сколько месяцев до посадки, чтобы инсектисид успел испариться, иначе он может подействовать неблагоприятно на развитие корне­вой системы лозы).

Черенки высаживают в школку ранней весной. Запаздывание с посадкой вызывает необходимость более усиленных и частых по­ливов. Кильчеванные черенки следует высаживать только после до­статочного прогревания почвы солнцем на глубину посадки во избежание вредного влияния резкой смены температур.

Заготов­ленные с осени черенки (в южных теплых местностях черенки мо­гут нарезаться также и весной — тогда они лучше принимаются) и сохраненные до весны в надлежащих условиях стратификации пе­ред посадкой вымачивают в течение нескольких дней в нехолодной воде или кильчуют. Последний прием более совершенен. Перед вымачиванием в воде освежают срезы на нижних концах черенка непосредственно под узлом, но без повреждения диафрагмы.

Перед посадкой некильчеванных черенков производится их бороздование  в самой нижней части с помощью пилообразного небольшого размера металлического прибора, при­винчиваемого к столу. Черенок нижней частью на протяжении одного-двух междоузлий несколько раз проводят продольно по зубьям, прижимая и переворачивая его кругом.

Расстояние между рядами и между черенками в ряду устанав­ливают в зависимости от плодородия почвы (чем плодороднее поч­ва, тем гуще) и способов последующей обработки (ручная или ме­ханизированная). При механизированной обработке почвы рассто­яние между рядами устанавливают, примерно, в 80—100 см, в за­висимости от требований механизации.

В более холодных районах направление рядов целесообразно давать с севера на юг. Кроме того, ряды должны располагаться по длине участка, чтобы широкие междурядия имели наибольшую длину и, следовательно, облегчалась, бы механизированная обработ­ка. При указанных расстояниях на 1 га помешается, примерно, 160—200 тыс. черенков.

Для наиболее экономного использования площади на очень плодородных почвах в исключительных случаях делают ленточные посадки, которые облегчают закладку школки и дают возможность в одну канаву сажать два ряда черенков по двум сторонам ее.

Посадка черенков производится двумя способами: под лом и в канавки.

При посадке под лом или под посадочный кол натягивают шнур и, отбив ряды, делают ломом отверстия, примерно, на расстоянии 10 см одно от другого. В отверстия вкладывают черенки. Затем черенки на достаточно глинистой почве поливают сильной струей воды или на половину засыпают землей, которую плотно прижи­мают к их основанию, а затем поливают.

Черенки окучивают ва­ликом, примерно, на 3—5 см выше глазка так, чтобы был закрыт весь черенок. При посадке нужно принимать меры для предохра­нения черенков от высыхания.

При посадке черенок устанавливают таким образом, чтобы один, глазок несколько возвышался над поверхностью почвы, на песча­ных почвах он должен находиться у самой поверхности почвы.

Глу­бина посадки черенков в школку должна быть немного меньше глубины посадки на место виноградника, принятой в данных кли­матических и почвенных условиях (чем суше и рыхлее почва и жарче климат — тем глубже, на холодных и тяжелых почвах — мельче).

При пересадке корнесобственный саженец обычно выса­живают несколько глубже, чем он находился в школе, особенно на ‘склонах, где могут быть смывы почвы.

При посадке в канавы отбивают канавку по шнуру, чтобы ее стенка, прилегающая к линии шнура, была отвесной. Глубина ка­навы должна быть равной длине черенка. К отвесной стенке кана­вы на расстоянии 6—10 см друг от друга ставят слегка наклонно, черенки так, чтобы последняя (верхняя) почка была немного вы­ше поверхности почвы.

На очень связных сырых почвах оставля­ют две почки, одну из них — у поверхности почвы, а другую — выше. На песках лучше оставлять только одну почку у поверхности поч­вы, так как ветер обнажает глазки и высушивает черенок.

Черен­ки, поставленные в канаву, тщательно заделывают рыхлой плодо­родной землей, с прибавленным иногда в нее хорошо перепревшим навозом. К основанию черенка землю прижимают плотно, а сверху ее насыпают рыхло.

При образовании пустот у основания черенка он плесневеет и не окореняется. Концы черенков, находящиеся вы­ше поверхности почвы, закрывают таким же рыхлым валиком зем­ли, как и при первом способе посадки под лом.

Окучивание валиком посадок в школке можно механизировать, применяя тракторы пропашного типа с рыхлителем междурядий и окучниками.

Механизация посадки в школку состоит в применении специ­альных плугов, делающих достаточно глубокую борозду, в кото­рую к стенке ставятся в ряд черенки. При обратном движении плуг на соответствующем месте делает вторую борозду, пока вто­рая борозда засаживается, первая закрывается плугом. Прижима­ние земли к основанию посаженных черенков должно производить­ся перед закрыванием борозды плугом.

В настоящее время имеются специальные плуги, приспособленные для нарезки борозд и по­садки в школку черенков, которые прижимаются у основания зем­лей специальным лемехом, расположенным позади основного кор­пуса. Эти плуги требуют широкого испытания. Полив школки при этом остается пока немеханизированным.

По окончании посадки на участке выравниваются междурядия обычными орудиями обработки (плужками, пропашниками, боро­нами).


Статистика сайта
   Яндекс цитирования