Стадийное развитие плодово-ягодных растений

И. В. Мичурин, работая с многолетними плодовы­ми растениями, установил в развитии сеянцев очень важную биологическую закономерность: вначале сеян­цы пластичны и легко изменяются под влиянием окру­жающих условий, со временем они становятся все более и более устойчивыми, пока, наконец, не приобретают ту устойчивость, которая свойственна старым сортам. И. В. Мичурин объяснил это тем, что растения в течение своей жизни проходят ряд стадий.

Развивая учение И. В. Мичурина, академик Т. Д. Лы­сенко разработал теорию стадийного развития растений. Он показал, что развитие растений состоит из отдельных разнокачественных этапов — стадий развития, и открыл у семенных растений первые две стадии: стадию яровиза­ции и световую.

Под стадиями развития необходимо понимать не са­мо образование (развитие) различных органов и частей растений, а качественно переломные моменты и этапы в развитии растений, без которых невозможен дальнейший нормальный путь развития, ведущий через образование различных органов и признаков к плодоношению. Эти этапы характеризуются и обусловливаются прежде всего сменой требований, предъявляемых развивающимися растениями к условиям внешней среды.

Для прохождения каждой стадии развития нужен свой комплекс внешних условий, необходимо наличие в нем таких элементов, которые при прохождении дру­гой стадии могут не играть существенной роли или даже отсутствовать совершенно.

Стадийные изменения, происходящие в растении или в отдельных его органах, необратимы, то есть обратного хода не имеют. Все они протекают только в точках роста и путем деления клеток передаются вновь образующимся клеткам. Разные участки ткани стебля могут находиться на разных стадиях развития.

Если растение выросло из семени, то нижняя часть стебля, возрастно наиболее ста­рая, обладает свойством более молодой стадии развития, чем вышележащие участки. Наоборот, верхние часта стебля, возрастно наиболее молодые, могут обладать более старой стадией развития. Чем ниже по главному стволу срезать плодовое растение, выросшее из семян, тем моложе в смысле стадии будут новые побеги, тем больше потребуется времени, пока они приступят к пло­доношению.

Прохождение отдельных стадий идет в строгой по­следовательности. Каждая стадия развития возможна только после окончания предыдущей.

Согласно мичуринскому учению, развитие растений осуществляется путем приспособления организма к услови­ям внешней среды. Мичуринским учением впервые в ис­тории биологии установлено, что развитие органического мира представляет собой сумму качественных измене­ний, определяемых внешней средой через наследствен­ное основание организма.

Плодово-ягодные растения по сравнению с травянис­тыми семенными растениями отличаются многократным плодоношением, долговечностью и длительностью разви­тия, анатомическим строением органов и т. д. Как показа­ли исследования, развитие плодовых растений также про­исходит на основе общей стадийной закономерности.

Основное положение биологического учения И. В. Ми­чурина состоит не только в признании решающей роли факторов внешней среды в создании организмов, его внут­ренних свойств и биологических особенностей, но и в признании наследования признаков, приобретаемых орга­низмами в процессе их индивидуального развития.

С точки зрения индивидуального развития плодовые растения можно разделить на три основные группы: сеянцы, корнесобственные (полученные путем отводок или черенками) и привитые. В пределах одного и того же сорта могут встречаться разные растения — сеянцы, корнесобственные и привитые. Чтобы правильно управлять процессами роста и развития культивируемых растений, необходимо изучить биологические особенности каждой из указанных групп в отдельности.

Сеянцами называют растения, выращенные из се­мян и растущие в течение всей своей жизни на собствен­ных корнях. В развитии сеянцев плодовых культур И. В. Мичурин считает необходимым различать такие возрастные этапы: развитие стадийно-молодого, стадий­но-зрелого и стадийно-старого сеянца.

Стадийно-молодой сеянец обладает высокой пластичностью всех частей организма и легко изменяет­ся в зависимости от условий произрастания. Этот прогрес­сивный период развития сеянца открыл И. В. Мичурин и использовал в работе по выведению новых сортов плодо­во-ягодных культур.

Стадийно-зрелый сеянец по мере своего формирования претерпевает глубокие качественные изме­нения. Он становится мало пластичным, имеет меньшую приспособленность к различным природным условиям и обладает способностью к сохранению своих наследствен­ных качеств, а также свойств, приобретенных в процессе воспитания.

Стадийная зрелость растений является лишь необхо­димой основой для формирования различных органов, ко­торые, в свою очередь, требуют определенных условий для своего роста и развития.

После развития и оформления вегетативных органов начинают развиваться репродуктивные части сеянцев. В первые годы плодоношения признаки плодов сильно варьируют и только через четыре-пять лет закрепляются и в дальнейшем мало изменяются.

Стадийно-старый сеянец утрачивает свою пластичность, становится устойчивым к изменяющимся условиям среды. Однако устойчивость стадийно-старых плодово-ягодных растений не следует понимать в том смысле, что такие ценные признаки, как урожайность, устойчивость к морозам и засухе и другие, остаются не­изменными при всех условиях культуры.

Опыт хозяйств и данные научно-исследовательских учреждений показывают, что, применяя высокую агро­технику, можно получать ежегодные высокие урожаи плодов и ягод, повысить устойчивость к морозам и удли­нить срок жизни плодовых растений.

В практике плодоводства семенное размножение при­меняется главным образом при селекционной работе — при выведении новых сортов. Поэтому в производстве плодовые деревья, как правило, размножаются вегета­тивным путем, то есть частями растений (почками, стеб­лями, корнями). Рассмотрим плодовые растения, получен­ные вегетативным путем: корнесобственные и привитые.

Корнесобственными считают растения, выращенные не из семян, а из черен­ков, отводков или корневых отпрысков, которые имеют сходство с маточными растениями.

Привитые растения состоят из привоя (то, что прививается) и подвоя (то, к чему прививается). Они имеют сложившуюся наследственную основу и в дальнейшем проходят свое развитие от того возрастно­го и стадийного состояния, в котором находились материн­ские растения и его отдельные части, взятые для при­вивки.

На основе стадийных изменений И. В. Мичурин раз­работал ряд методов направленного воспитания сеянцев, в частности метод ментора и метод вегетативного сбли­жения. Используя метод ментора, И. В. Мичурин создал ряд прекрасных сортов яблони — Ренет бергамотный, Бельфлер-китайка и вишни — Краса севера и другие. Кроме методов ментора и предварительного вегетативно­го сближения, управление развитием отдельных свойств и признаков осуществляется и другими приемами (путем изменения комплекса внешних условий).

Пользуясь этими методами, селекционер может целе­сообразно направлять развитие тех или других свойств и признаков сеянцев в нужную для человека сторону и пе­ределывать в значительной, степени природу плодового растения.

Агробиологическая наука об индивидуаль­ном развитии, о стадиях развития, половой и вегета­тивной гибридизации, о направленном воспитании расте­ний вооружает ученых и практиков земледелия знаниями и опытом для переделки природы растений в нужном для человека направлении и подня­тия урожайности плодово-ягодных культур.


Статистика сайта
   Яндекс цитирования