Процесс сбора винограда

В настоящее время при сборе винограда используют следующее оборудование: сборочные ящики, вмещающие около 23 кг винограда, чаны на 1 т, на 2 т, на 3—5 т винограда.

Сборочные ящики. Сборочный ящик примерно на 23 кг виногра­да —  традиционная тара для сбора урожая и перевозки его к дробилке. Длина ящика 53 см, ширина 36 см, высота 23 см. Такие ящики счита­ются наиболее простой и удобной тарой. Виноград берут руками толь­ко один раз — когда снимают с куста и кладут в ящик.

При осторож­ном сборе виноград можно доставить на завод неповрежденным. Преи­мущество ящика заключается также в его небольших размерах. Для заполнения ящика требуется мало времени. При использовании не­больших автомашин виноград, попадает в дробилку вскоре после сня­тия его с кустов.

Грозди, срезанные с кустов, падают в подставленный ящик, если голова куста расположена низко. Если же куст имеет высокий штамб, грозди опускают в ящик. Наполненные ящики находятся в тени кустов до тех пор, пока их не погрузят на автомашину.

Если ширина между­рядий недостаточна для проезда автомашины, наполненные ящики вы­носят к дороге. Эта дополнительная работа и расходы на содержание ящиков привели к тому, что ящики почти полностью вышли из употреб­ления, исключая некоторые небольшие виноградники в центральных районах побережья.

Так как ящики сделаны из дерева, их нужно ча­сто мыть. Оплата труда на сборе урожая обычно производится соот­ветственно числу наполненных ящиков.

Чан, вмещающий 1 т винограда, имеет 1,2×1,2 м в поперечном се­чении и около 1 м в высоту. Его изготовляют путем сварки из листового металла и внутри покрывают высококачественным лаком для защиты от коррозии. Ко дну чана приварены две скобы, за кото­рые он может быть захвачен и перемещен механическим подъем­ником.

Такой чан получил довольно широкое распространение в некото­рых районах побережья, где междурядья слишком узки для прохода автомашины. Чаны расстанавливают вдоль дороги на таком расстоя­нии, чтобы в них можно было собирать виноград с 8—12 полурядов.

Виноград с противоположной половины рядов подносят к чанам, расставленным на другой стороне участка. Виноград собирают в ящи­ки, лотки или большие корзины, вы­носят их из междурядий и загру­жают гроздями чан.

Самоходный подъемник достав­ляет наполненные чаны на завод, если он расположен близко. Если же завод находится далеко, чаны погружают подъемником на автома­шину, которая и отвозит виноград на завод. В любом случае чаны взвешивают перед выгрузкой вино­града в дробилку. Взвешивание не­обходимо для учета урожая и пра­вильной оплаты труда сборщиков. Для опрокидывания чанов исполь­зуют подъемник.

Чан, вмещающий 2 т винограда, изготовляют из листовой стали сред­ней толщины и покрывают внутри высококачественным лаком. Он име­ет в длину около 2,4 м, в ширину 1,2 м и в высоту примерно 1 м. С каждой стороны сверху приварены скобы для захвата подъемником.

Для загрузки чан устанавливают на узкую двухколесную тележку, прицепленную к небольшому трактору. По мере продвижения трактора по междурядью в чан собирают виноград с двух или трех рядов (на ви­ноградниках с опорами нешпалерного типа).

В шпалерных насаждени­ях виноград можно убирать только со смежных сторон двух рядов. Грозди собирают в ящики или другую тару и высыпают в чан. Обычно совместно работают шесть сборщиков. Когда чан наполнен, трактор уезжает, а его место занимает другой трактор с пустым чаном.

У дороги наполненный чан взвешивают и тракторным подъемни­ком устанавливают на большую автомашину. Пустой чан устанавлива­ют на тележку, и трактор следует на виноградник. Большая автомаши­на обычно перевозит пять чанов. При большом расстоянии до завода автомобили снабжают прицепами. Специальные приспособления удер­живают чаны на месте при перевозке и при разгрузке на заводе. Чаны опорожняют обычным способом при помощи лебедки.

Применение двухтонных чанов и десятитонных гондол показало, что при одном и том же объеме работ себестоимость перевозки тонны винограда в обоих случаях одинакова. Однако в чанах грозди посту­пают на завод в гораздо лучшем состоянии, потому что доставка в гон­долах требует дополнительной операции (собранный виноград рассы­пают на ленточный конвейер, который сбрасывает грозди в гондолу).

Трех- и пятитонные прицепные чаны называют также гондолами. Их изготовляют из тяжелой стали и монтируют на двухосном прицепе или реже на одноосном полуприцепе. Прицеп перемещается по ви­нограднику на тяге небольшого трактора, а на больших дорогах — на тяге легкой автомашины.

Для полуприцепа требуется специальный трактор, который тянет его в междурядьях виноградника и по магист­ральным дорогам. Ширина чана 107—213 см, а колеса расположены под его углами так, что он может проходить в междурядьях шириной от 3,2 до 4,8 м, не повреждая виноградных кустов. При разгрузке с по­мощью лебедки одна сторона чана опирается на стенку дробилки.

При перемещении чана или гондолы по междурядью виноград уби­рают с 2—3 или большего числа соседних рядов (в насаждениях с не­шпалерной опорой). На шпалерных виноградниках урожай снимают только с двух соседних рядов. Виноград собирают в ящики или другую тару и высыпают в чан. На один чан или гондолу требуются 8—10 сбор­щиков. При столь большом числе сборщиков нужно учитывать число ящиков, вес полных ящиков и состояние винограда, собранного каж­дым человеком.

Наполненный чан сразу же отправляют на завод. Если расстояние от виноградника до завода менее 16 км, то время между съемом винограда с кустов и его дроблением не должно превышать 1—2 часов. Если виноград не по­вреждается при сборе и транспор­тировка его длится не более 1—2 ча­сов, то он поступает на завод в хо­рошем состоянии.

На некоторых виноградниках применяют чаны на одну или две тонны винограда, смонтированные на одноосном прицепе. Прицеп с на­полненным чаном вывозят к меж­квартальной дороге, а его место за­нимает прицеп с пустым чаном.

На­полненный чан приподнимают ле­бедкой и высыпают виноград либо непосредственно в гондолу, либо на ленточный конвейер, с которого он попадает в гондолу. В любом слу­чае многие ягоды раздавливаются или отрываются от плодоножек. Такие грубые операции не способст­вуют сохранению целости винограда.

При разработке новых приспособлений нужно помнить, что вино­град винных сортов не выдерживает грубого обращения и что время между снятием гроздей с кустов и доставкой их к виноградной дробил­ке должно быть минимальным.

В обоих отношениях очень большие гондолы неудовлетворительны и от них следует отказаться. Исключе­ние, по-видимому, составит лишь механизированный сбор урожая, при котором гондолы наполняются за сравнительно короткое время и не требуется перекладывание винограда.

Сбор винограда для вывоза за пределы штата. С виноградом винных сортов, которые вывозятся на отдаленные рынки, нужно обра­щаться почти так же, как со столовым виноградом. Поскольку однород­ность и симметричность гроздей имеют меньшее значение, весь урожай винных сортов собирают в один прием.

Недостаточно хорошие для упа­ковки грозди отбрасывают, если они немногочисленны, или собирают отдельно для переработки на месте. Так как грозди винных сортов мяг­че гроздей столовых сортов, а кожица ягод легко разрывается, то об­ращаться с ними нужно, как со столовым виноградом, чтобы избежать повреждений, которые способствуют порче.

Однако при очистке гроз­дей удаляют только загнившие, мокрые и раздавленные ягоды, незна­чительные недостатки внешнего вида во внимание не принимают.

Виноград винных сортов всегда упаковывают в междурядьях ви­ноградника. Грозди складывают в транспортные ящики, не соблюдая  определенной последовательности, но стараясь хорошо заполнить углы. Стандартный транспортный ящик для винных сортов вмещает 10,9 кг.

Необходимо осторожно, но быстро перенести виноград с виноград­ника в рефрижератор. После загрузки рефрижератора виноград окури­вают двуокисью серы так же, как при первичной обработке винограда  столовых сортов. Как правило, упакованный виноград винных сортов не хранят длительное время, но тем не менее его надо охлаждать.


Статистика сайта
   Яндекс цитирования