Процесс сбора винограда

В настоящее время при сборе винограда используют следующее оборудование: сборочные ящики, вмещающие около 23 кг винограда, чаны на 1 т, на 2 т, на 3—5 т винограда.

Сборочные ящики. Сборочный ящик примерно на 23 кг виногра­да —  традиционная тара для сбора урожая и перевозки его к дробилке. Длина ящика 53 см, ширина 36 см, высота 23 см. Такие ящики счита­ются наиболее простой и удобной тарой. Виноград берут руками толь­ко один раз — когда снимают с куста и кладут в ящик.

При осторож­ном сборе виноград можно доставить на завод неповрежденным. Преи­мущество ящика заключается также в его небольших размерах. Для заполнения ящика требуется мало времени. При использовании не­больших автомашин виноград, попадает в дробилку вскоре после сня­тия его с кустов.

Грозди, срезанные с кустов, падают в подставленный ящик, если голова куста расположена низко. Если же куст имеет высокий штамб, грозди опускают в ящик. Наполненные ящики находятся в тени кустов до тех пор, пока их не погрузят на автомашину.

Если ширина между­рядий недостаточна для проезда автомашины, наполненные ящики вы­носят к дороге. Эта дополнительная работа и расходы на содержание ящиков привели к тому, что ящики почти полностью вышли из употреб­ления, исключая некоторые небольшие виноградники в центральных районах побережья.

Так как ящики сделаны из дерева, их нужно ча­сто мыть. Оплата труда на сборе урожая обычно производится соот­ветственно числу наполненных ящиков.

Чан, вмещающий 1 т винограда, имеет 1,2×1,2 м в поперечном се­чении и около 1 м в высоту. Его изготовляют путем сварки из листового металла и внутри покрывают высококачественным лаком для защиты от коррозии. Ко дну чана приварены две скобы, за кото­рые он может быть захвачен и перемещен механическим подъем­ником.

Такой чан получил довольно широкое распространение в некото­рых районах побережья, где междурядья слишком узки для прохода автомашины. Чаны расстанавливают вдоль дороги на таком расстоя­нии, чтобы в них можно было собирать виноград с 8—12 полурядов.

Виноград с противоположной половины рядов подносят к чанам, расставленным на другой стороне участка. Виноград собирают в ящи­ки, лотки или большие корзины, вы­носят их из междурядий и загру­жают гроздями чан.

Самоходный подъемник достав­ляет наполненные чаны на завод, если он расположен близко. Если же завод находится далеко, чаны погружают подъемником на автома­шину, которая и отвозит виноград на завод. В любом случае чаны взвешивают перед выгрузкой вино­града в дробилку. Взвешивание не­обходимо для учета урожая и пра­вильной оплаты труда сборщиков. Для опрокидывания чанов исполь­зуют подъемник.

Чан, вмещающий 2 т винограда, изготовляют из листовой стали сред­ней толщины и покрывают внутри высококачественным лаком. Он име­ет в длину около 2,4 м, в ширину 1,2 м и в высоту примерно 1 м. С каждой стороны сверху приварены скобы для захвата подъемником.

Для загрузки чан устанавливают на узкую двухколесную тележку, прицепленную к небольшому трактору. По мере продвижения трактора по междурядью в чан собирают виноград с двух или трех рядов (на ви­ноградниках с опорами нешпалерного типа).

В шпалерных насаждени­ях виноград можно убирать только со смежных сторон двух рядов. Грозди собирают в ящики или другую тару и высыпают в чан. Обычно совместно работают шесть сборщиков. Когда чан наполнен, трактор уезжает, а его место занимает другой трактор с пустым чаном.

У дороги наполненный чан взвешивают и тракторным подъемни­ком устанавливают на большую автомашину. Пустой чан устанавлива­ют на тележку, и трактор следует на виноградник. Большая автомаши­на обычно перевозит пять чанов. При большом расстоянии до завода автомобили снабжают прицепами. Специальные приспособления удер­живают чаны на месте при перевозке и при разгрузке на заводе. Чаны опорожняют обычным способом при помощи лебедки.

Применение двухтонных чанов и десятитонных гондол показало, что при одном и том же объеме работ себестоимость перевозки тонны винограда в обоих случаях одинакова. Однако в чанах грозди посту­пают на завод в гораздо лучшем состоянии, потому что доставка в гон­долах требует дополнительной операции (собранный виноград рассы­пают на ленточный конвейер, который сбрасывает грозди в гондолу).

Трех- и пятитонные прицепные чаны называют также гондолами. Их изготовляют из тяжелой стали и монтируют на двухосном прицепе или реже на одноосном полуприцепе. Прицеп перемещается по ви­нограднику на тяге небольшого трактора, а на больших дорогах — на тяге легкой автомашины.

Для полуприцепа требуется специальный трактор, который тянет его в междурядьях виноградника и по магист­ральным дорогам. Ширина чана 107—213 см, а колеса расположены под его углами так, что он может проходить в междурядьях шириной от 3,2 до 4,8 м, не повреждая виноградных кустов. При разгрузке с по­мощью лебедки одна сторона чана опирается на стенку дробилки.

При перемещении чана или гондолы по междурядью виноград уби­рают с 2—3 или большего числа соседних рядов (в насаждениях с не­шпалерной опорой). На шпалерных виноградниках урожай снимают только с двух соседних рядов. Виноград собирают в ящики или другую тару и высыпают в чан. На один чан или гондолу требуются 8—10 сбор­щиков. При столь большом числе сборщиков нужно учитывать число ящиков, вес полных ящиков и состояние винограда, собранного каж­дым человеком.

Наполненный чан сразу же отправляют на завод. Если расстояние от виноградника до завода менее 16 км, то время между съемом винограда с кустов и его дроблением не должно превышать 1—2 часов. Если виноград не по­вреждается при сборе и транспор­тировка его длится не более 1—2 ча­сов, то он поступает на завод в хо­рошем состоянии.

На некоторых виноградниках применяют чаны на одну или две тонны винограда, смонтированные на одноосном прицепе. Прицеп с на­полненным чаном вывозят к меж­квартальной дороге, а его место за­нимает прицеп с пустым чаном.

На­полненный чан приподнимают ле­бедкой и высыпают виноград либо непосредственно в гондолу, либо на ленточный конвейер, с которого он попадает в гондолу. В любом слу­чае многие ягоды раздавливаются или отрываются от плодоножек. Такие грубые операции не способст­вуют сохранению целости винограда.

При разработке новых приспособлений нужно помнить, что вино­град винных сортов не выдерживает грубого обращения и что время между снятием гроздей с кустов и доставкой их к виноградной дробил­ке должно быть минимальным.

В обоих отношениях очень большие гондолы неудовлетворительны и от них следует отказаться. Исключе­ние, по-видимому, составит лишь механизированный сбор урожая, при котором гондолы наполняются за сравнительно короткое время и не требуется перекладывание винограда.

Сбор винограда для вывоза за пределы штата. С виноградом винных сортов, которые вывозятся на отдаленные рынки, нужно обра­щаться почти так же, как со столовым виноградом. Поскольку однород­ность и симметричность гроздей имеют меньшее значение, весь урожай винных сортов собирают в один прием.

Недостаточно хорошие для упа­ковки грозди отбрасывают, если они немногочисленны, или собирают отдельно для переработки на месте. Так как грозди винных сортов мяг­че гроздей столовых сортов, а кожица ягод легко разрывается, то об­ращаться с ними нужно, как со столовым виноградом, чтобы избежать повреждений, которые способствуют порче.

Однако при очистке гроз­дей удаляют только загнившие, мокрые и раздавленные ягоды, незна­чительные недостатки внешнего вида во внимание не принимают.

Виноград винных сортов всегда упаковывают в междурядьях ви­ноградника. Грозди складывают в транспортные ящики, не соблюдая  определенной последовательности, но стараясь хорошо заполнить углы. Стандартный транспортный ящик для винных сортов вмещает 10,9 кг.

Необходимо осторожно, но быстро перенести виноград с виноград­ника в рефрижератор. После загрузки рефрижератора виноград окури­вают двуокисью серы так же, как при первичной обработке винограда  столовых сортов. Как правило, упакованный виноград винных сортов не хранят длительное время, но тем не менее его надо охлаждать.